Путешествие на яхте начинается с прибытия экипажа на борт яхты. Вообще, о ней надо сказать особо. Удачный компромисс между круизной яхтой и гоночной от компании X-Yachts нашел воплощение в модели яхты IMX-40, отличный экземпляр которой ждал нас в Афинской Athens Marine. Яхта с виду казалась совсем небольшой, но попав внутрь я не испытал каких-либо стеснений. Прочный, надежный корпус, отличная управляемость, способность яхты идти под острыми курсами в бейдевинд, более высокая, по сравнению с обычными яхтами таких размерений, мачта и, соответственно, более длинный плавник, дававший нам 2,8 метра осадки а также, один большой штурвал (а не два штурвала, как часто делается), довершали картину. Вот эта красавица, названная Jukebox.
Путешествие на яхте в первый день, как правило, посвящается решению хозяйственно – бытовых и организационных вопросов и сбора экипажа. Часто люди на яхту едут из разных уголков Мира и в течение этого первого дня экипаж постепенно собирается на борту и знакомится друг с другом. Перед походом судно готовится к отплытию: танки заполняются топливом и водой, батареи заряжаются от береговой сети, проверяется комплектность индивидуальных спасательных средств на борту и прочего, производится комплектование постельными принадлежностями, закупка питьевой воды и продовольствия на всё плавание, решаются организационные моменты, уточняется маршрут. Вечером по традиции устраивается торжественный ужин для знакомства и неформального общения команды.
Для меня этот выход был особенным: во-первых, до этого момента я не был в открытом море. И в голове крутилась мысль: что же я буду за капитан такой – и моря не видел? На практике мы ходили лишь в заливах в виду берегов. И я всё думал: “А как я потом буду управлять яхтой, отвечать за жизнь экипажа и сохранность судна, за безопасность плавания, если я только плескался у берега?” Мне нужны были настоящие навыки и настоящее море! Мне, конечно, говорили, что брось, мол, париться – люди годами в открытое море не выходят, полощутся у берегов да и вообще, не надо напрягаться. Но то ли у меня гипертрофированное чувство ответственности, то ли мой принцип, что если уж делать – то стремиться дойти до совершенства но, так или иначе, я искал именно оффшорный (открытое море) переход. И такой случай представился. В соответствии с планом перехода (на картинке) мы должны были выйти из Афин и, пройдя вдоль материковой части греческого берега по Сароническому заливу, войти в Коринфский канал, после чего, пройдя по Коринфскому заливу и миновав несколько островов, пересечь Ионическое море и пришвартоваться на острове Сицилия в итальянском городе Катания.
В этом переходе я сдавал экзамен на квалификацию IYT Bareboat Skipper и, признаться, вёз зачем-то с собой гору учебников, в том числе ГИМСовские (который инструктор школы Дима Иванов добродушно высмеял ещё в аэропорту, после чего я туда больше не смотрел) :)
Долетели отлично, потом помню, как грек долго рассматривал мою визу и я чувствовал себя не с той стороны тарелки, как говорит один мой знакомый из весьма весёлой части общества. Хотя, конечно, от авиакомпании Aegen Airlines слегка попахивало известным всему миру греческим кризисом. Всё-таки, кризис – это образ мышления. Но, к этому мы ещё вернёмся :) Потом ехали в прикольном греческом автобусе по очень греческим улочкам с очень греческими постройками. Кто был в Греции, понимает, о чём я :) Поняли, что проехали лишнюю остановку, вышли и пошли греческими – очень греческими – улочками обратно. Но греческие улочки обратно не ведут :) Пришлось обходить :) В итоге поймали таксиста (очень греческого, конечно), который возил нас очень извилистым греческим маршрутом вокруг Athens Marine, явно наматывая на счётчик километры. Что поделаешь… кризис….
На борту было чисто и как-то сразу – уютно. Мы прилетели вместе с Дмитрием, инструктором северо-западной яхтенной школы и Юрием, человеком с большим опытом морских походов. Через какое-то время постепенно на борту появились Алексей, который первый раз намеревался отправиться в поход, Игорь, очень опытный яхтсмен, с которым мне впоследствие посчастливилось стоять вахты и прикольный парень Валерий, только что прилетевший с финского похода, до этого прибывший, кажется из Индии :) В общем, экипаж подобрался отличнейший!
Athens Marine мне очень понравилась своим отличным душем, очень ровным асфальтом дорожек, по которым приятно ходить босиком, вот такой классной растительностью и прекрасными видами Афин. Особенно, вечерних Афин. Можно здесь швартоваться – не пожалеете.
В марине стоят классные яхты, в том числе, вот такие. Увидел я и экземпляр своего будущего судна.
Вечером собрались на торжественный ужин – знакомство, который соорудил Игорь. Знакомились. Дима предложил нам представиться по кругу, сказав пару слов о себе и свои пожелания к походу. Точнее, он обычно говорит: “ожидания от трипа и какой экспириенс вы хотите получить» :) Не вдаваясь в подробности, ибо одобрения на рассказы о личном я не получал, в двух словах могу сказать, что Игорь – очень интересный человек, руководитель компании, владелец двух яхт и гонщик, в прошлом – лётчик, прекрасный повар. Юрий – очень душевный и спокойный человек, просто – душа! Очень часто бывает в морских походах. Насколько я уловил, примерно половину времени проводит в море. Я видел краем глаза его логбук (что-то типа зачётки моряка – там за подписью капитана отмечаются мили и вахты, который прошел и нёс моряк, соответственно) – там, по-моему, уже просто некуда добавлять записи! Мы с ним во многом впоследствии оказались единомышленниками, что мне очень приятно. Алексей – зубной техник, очень приятный добродушный парень, прекрасный пловец. Он в походе первый раз. Валерий сказал, что поехал, чтобы разобраться в своей жизни и желаниях. Что хочет купить яхту и раздумывает об этом, а пока у него задача прислушаться к собственным ощущениям. О Диме хочется сказать особо – это наш инструктор. Человек потрясающей выдержки, олимпийского спокойствия, добрый, сильный, уверенный, внимательный. Совершенно не парящийся, что бы ни случилось на борту, не напрягающий экипаж. Мы не слышали, чтобы он хоть раз повышал голос. С ним настолько уютно на судне, что я, признаться, теперь интересуюсь, не он ли будет инструктором, если у меня возникает желание и возможность выйти в составе экипажа нашей яхтенной школы. По правилам школы в походе каждый день назначается капитан дня. Назавтра капитаном был назначен Игорь.
После ужина я бродил по дорожкам марины, смотрел на огни яхт разных видов и размерений, сидел на баке (носовая часть судна, моё любимое место на палубе) смотрел на огни марины и Афин. И на греческую Луну. Красота!
30 мая Афины – Коринфский залив
Утро началось с побудки в 6 часов. Игорь был бодр и свеж, чего не скажешь, по крайней мере, обо мне. Я – типичная сова. Даже, точнее, не сова, а не пойми кто: я сплю раза 2 – 3 в сутки по 1,5 -2 – 3 – 5 часов. Когда хочу, тогда и сплю. Могу вообще не спать пару суток. В общем, особенности образа жизни. В море, кстати, оказалось очень удобно: не напряжно стоять ночные вахты, в том числе, «собачью» – с 0.00 до 04.00 :)
Дима с Игорем склонились над iPad’ом. Прокладка курса, за которой я наблюдал, была для меня экзотична: никаких карт, линеек, транспортиров и карандаша. Основной прикол – потом, а пока скажу, что на «Жуке» (как называют все наши эту яхту, сокращенно от Jukebox) есть iPad с классной программой навигации iSailor (которая после этого похода появилась и в моем iPad). В программе выбираешь район плавания, назначаешь новый маршрут, ставишь точку, автоматически считается расстояние в морских милях, курс, координаты, потом ставишь следующую точку и следующую и получается трэк. В общем, навигационное программное обеспечение – это прыжок эволюции! Кстати, всем рекомендую. Штука изумительная. Легко, просто, удобно, быстро. Постижение софтины с помощью инструкции (на английском) занимает один вечер. А дальше – только удовольствие от использования.
Отходили спокойно, двигались – тоже. Традиционно, выйдя из марины, поставили паруса.
Ветра было очень мало, но тем не менее, мы шли. Чудесный день. Спокойное море, множество судов, спешащих в Афины и из Афин и тех, что ждут на рейде. По пути попался контейнеровоз, похожий на детский конструктор – кубики и военный корабль, похожий на консервную банку. Страшненький, обшарпанный. Складывалось впечатление, что он просто своим ходом идёт на свалку. Кризис, однако :) Потом, правда, выяснилось, что наши корабли выглядят так же: видимо, армейский стайл – всё должно быть стрёмное. Просто наши иногда красят их на пару дней вместе с травой на газонах и бордюром в порту перед парадами. У греков, наверное, парадов нет – ну и красить незачем.
Я с удовольствием фотографировал корабли. Нравятся они мне: каждый какой-то особенный. Со своим характером, настроением, которое создают линии палуб и цвета корпуса, звуки двигателя и бортовые огни.
Стоял и за штурвалом. Наблюдал за парусами. Следил за курсом.
Примерно в cередине дня подошли к Коринфскому каналу.
О Коринфском канале можно рассказывать долго. Это, безусловно, чудо. Находится он в Греции и соединяет Саронический залив Эгейского море с Коринфским заливом Ионического моря. Прорыт канал через Коринфский перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с материковой частью Греции. Канал имеет протяженность в 6 километров и высоту стен до 76 (!) метров. Глубина в канале – 8 метров, ширина на уровне моря – 25 метров. Система движения судов организована по принципу семафора: движение одностороннее, направление его меняется при подаче соответствующего сигнала, когда все суда, двигавшиеся в предыдущем направлении, покинут канал. Через канал перекинуты железнодорожный и три автомобильных моста. Говорят, что настоящий моряк должен пройти, как минимум, три основных канала: Панамский, Суэцкий и Коринфский. Что ж, осталось пройти два :) Мы шли в западном направлении, то есть, со стороны Саронического залива. Вход в канал с воды просматривается слабо. Примерно, с расстояния трех кабельтовых можно различить его опознавательные знаки. В этом месте достаточно плотное судоходство, подходить следует на очень малом ходу и постоянно вести наблюдение на 360 градусов. Глубины здесь приличные. По левому борту перед входом в канал располагается причальная стенка, где удобным будет пришвартоваться, ожидая разрешения на вход в канал. Здесь же, на расстоянии порядка 100 метров есть офис береговых служб и туалет для желающих.
В ожидании сигнала на вход в канал мы вышли поразмяться и сделали несколько кадров. Заодно помогли пришвартоваться другой яхте, экипаж которой состоял из двух человек – мужчины и женщины. Да, что может быть романтичнее, чем путешествовать вдвоём на паруснике?! Верю, однажды это начнётся и в моей жизни :)
Вскоре в канале показались суда, шедшие в сторону Саронического залива. Потом поехали и мы :)
Проход по каналу описать трудно. Высота стен канала начинается, примерно, метров с пяти, и постепенно увеличивается по мере продвижения по каналу до 76 метров. Слоистая скальная порода, лежащая здесь миллиарды лет, будто эталон Вечности вздымается слева и справа. Из – за высоты стен в какой-то момент в канале становится немного сумеречно, не смотря на очень солнечный греческий день. Мы идём под двигателем и заворожённо смотрим вокруг.Песчинки в Океане Вечности. Сколько народов, сколько эпох видели эти скалы? Безжизненную Землю и динозавров, Ахиллеса и Одиссея… кого ещё? Величественное безмолвие… У подножия скал вода выточила небольшие гроты и заливчики, чуть поросшие мхом. У кромки воды в этих заливчиках скачут солнечныйе зайки, будто приглашая поиграть с собой, прыгнуть в эту пещеру, узнать как глубока кроличья нора :)
Где-то высоко над нами вверху проплывают мосты. Люди машут нам руками – мы машем им в ответ.
На выходе из канала добрые греки прокричали нам в мегафон: Faster! Faster! :)
По левому борту остался город Коринф, а по правому – городок Лутраки. Лутраки расположился у подножия огромной горы. Пр сравнению с пятиэтажными домами города она выглядит не горой, а просто горищей!
Пока я любовался горой, весёлая суета в кокпите ознаменовала начало вкушения фантастических на вкус греческих сыров, оливок и вина. В России ничего похожего по вкусу я не ел. Это потрясающе! Замечу ещё, что по словам нашего инструктора Димы, в Греции считается как-то некрасиво спрашивать за вино более 2 евро…. Можно умножить на курс евро к рублю и прикинуть, что можно купить за эти деньги в России. На момент написания статьи, это в лучшем случае, «монастырка», качество которой всем известно :) Дима тут же устроил обучающую игру: по кругу мы называли привычные нам названия составляющих рангоута, такелажа, ветров и команд или курсов, а следующий, за назвавшим, должен был сказать английское название этого термина и объяснить значение или предназначение снасти. И далее – задать следующий термин. Было интересно. Вообще, Дима – потрясающий человек и инструктор. С ним постоянно узнаешь что-то новое, причём очень практичное, но как-то совершенно ненавязчиво, чуть ли ни в игровой форме. В первой половине дня мы так же весело вязали морские узлы, а теперь – играем в слова. И всё это – материалы курса IYT.
Когда идёшь в море круглые сутки, в тёмное время суток экипаж разбивается на вахты, как правило, четырехчасовые. Вахты выпали таким образом, что мне выпало стоять с Игорем, Алексею с Юрой и Валере с Димой. Нам выпало стоять с 20:00 до 0:00. В 20:00 уже сумерки а к 21:00 – полная темнота. По левому борту то и дело виднелись береговые огни греческих городков и поселков, огни автострад и маяков – очень красивое зрелище! Я стоял у штурвала, поэтому фотографий этих нет :( Да и снять это с качающейся лодки невозможно – нужна длительная выдержка и неподвижность объектива. На яхте это недостижимо.
Первая ночная вахта – как первое свидание. Вроде всё интересно, но всё и не понятно. Чего ждать? Хм… :)) Были весёлые моменты. Помню, как стою, рулю, дышу… и в какой-то момент кто-то каааааак хлопнет по воде! Плюх! Я напрягся. Осмотрелся – вроде на палубе не было ничего такого, что могло бы свалиться за борт. Единственно, что могло – кранцы, но они привязаны и они лёгкие – так бы не плюхнуло… Только подумал, что показалось, опять – плюх! Вышел наверх Игорь. Спросил как тут дела. Я ответил, что тут кто-то хлопает по воде. Надо отметить, что я перед этим насмотрелся дурацких видеосюжетов на ютьбе о том, как киты яхты атакуют да и рассказ год назад слышал трагический. Стало не по себе. Игорь махнул рукой, сказав что это, мол, тунцы вероятно резвятся. «Какие же это должны быть тунцы, чтобы так плюхать», – подумал я. Вообще, по звуку создавалось впечатление, что кто-то за борт свалился. Но я прекрасно знал, что весь экипаж внизу, в кают-компании. Плюхнуло снова. И снова… дельфины! Стая дельфинов играла вокруг яхты, кувыркаясь друг через друга, становясь в ряд и синхронно меняя направление движения, подныривали под яхтой и кувыркались снова – это было ЗРЕЛИЩЕ. Они устроили нам настоящий цирк, причем, цирк бы отдохнул – ведь это было ИХ решение, а не воля дресировщика… Мы радовались им, они – нам. Алексей пробовал их снимать на видео и если он пришлет это видео в мой адрес – можно будет разместить в статье. Сразу возникло ощущение какой-то всеобщей доброты вокруг, ощущение того, что в этом тёмном море мы – не одни. Шоу продолжалось с полчаса, потом постепенно они отдалялись. Игорь к этому времени взял штурвал и я прошел на бак. У самого носа три дельфина плыли с нашей скоростью в ряд, синхронно чуть принимая влево, потом снова шли рядом, принимали чуть вправо и ложились на прежний курс. Так продолжалось пару минут, затем они махнули хвостами и рассыпались в разные стороны. Шоу закончилось.
Через какое-то время поднялся ветер, раздувший небольшую волну. Я снова стоял у штурвала и старался держать курс по приборам, которые были расположены на мачте. Яхту мотало на волнах, небо было слегка затянуто и свет Луны к нам не проникал. Мы шли в лавировку и когда по носу не видно было береговых огней, вокруг стояла полная темнота. Единственное, что светилось – это приборы на мачте. Я смотрел на них, держа курс, и в какое-то мгновение у меня «поплыл горизонт». Я встряхнулся, перевел взгляд на что-то в кокпите, но тут же ушел курс. Я вернул судно на курс и через мгновение меня снова повело. Я позвал Игоря и попросил взять штурвал. Впоследствие мне объяснили, что это – так называемая, болезнь пилотов. Когда идешь по одним приборам, теряется понимание, где верх, где низ, где право и лево. То есть, нет никакого неподвижного ориентира на берегу, за который можно было бы «зацепиться взглядом» и в голове сбивается «кукушка». :)
В ту вахту, помню, я изрядно продрог. Спустившись в кают-компанию, полстакана виски были для меня просто лучшим из напитков! Пытаясь раскорячиться в носовой каюте в эту качку я, кое-как, уснул.
Да, кстати, о носовой каюте :) Это, конечно, клоунада. Когда год назад я выходил на нескольких яхтах по реке и водохранилищам, мне всё время доводилось спать именно там. Я был с тех пор уверен, что это – лучшее место на судне. Посудите сами: просторное спальное место, баковый люк над головой – можно на звезды смотреть, особенно когда при этом обнимаешь подругу :) Внизу где-то водичка чуть плещется, создавая дополнительный уют – райская жизнь! Ну я носовую-то и занял, когда Дима спрашивал, кто где хочет быть…. Эх, сгоряча! Я не учёл, что в море ситуация меняется с точностью до наоборот: носовая каюта принимает на себя все удары волн – раз. По этой причине там невозможно спать совершенно, если только ты уже не спать не можешь. То есть, если организм не доведен до состояния полного истощения. Удары такой силы, что кажется, сравнимы с ударами экскаватора, ломающего какие-то развалины на стройке. Во – вторых, всё это происходит во время вертикальной и бортовой качки. Но и это ещё не всё. Дело в том, что “яхта прямо не ездит». Постоянный крен, плюс дрейф, плюс парусность борта и парусного вооружения, плюс неровность водной поверхности сбивают курс и рулевой всё время «подруливает» обратно. То есть, вот этим самым местом, в котором ты пытаешься спать ещё и рулят, постоянно “нащупывая дорогу”. По меткому выражению братьев Стругацких, чувствуешь себя как “лягушка в футбольном мяче”.
31 мая Патры – Кефалония
К утру ветер стих, море успокоилось. Выйдя на палубу я с удовольствием увидел взошедшее солнце, светившее сквозь предрассветную дымку над водой и прямо по курсу – вантовый мост Рион – Андирион, связывающий Пелопоннес с материковой частью Греции. Длина моста 2 880 метров. Мост сконструирован так, что имеет возможность раздвигаться вместе с отдалением Пелопоннеса от материковой части Греции на 35 мм каждый год :) Рион – Андрион – самый длинный мост в Европе. По обоим бортам были отчетливо видны берега, будто мы идём по Волге. Только природа другая. Пожалуй, это было самое приятное утро похода :) Приятная усталость со вчерашнего вечера, хороший кофе (заварной, конечно же), водная гладь, как зеркало и чистейший воздух. Просто рай! Мы шли под мотором, миновали мост, разошлись с весёленьким паромчиком, имеющим нос с обеих сторон и взяли курс на город Патры.
Патры – третий по величине город Греции и самый крупный – на Пелопоннесе. На момент написания статьи, население города составляет примерно 170 000 жителей, с пригородами – порядка 230 000. Патры являются главным центром, соединяющим Грецию с Италией, а Пелопоннес с островами Корфу, Закинфом, Кефалонией и Лефкадой, расположенными в Ионическом море, которое нам и предстояло пересечь. Основали Патры ахейцы Спарты в VI веке до нашей эры после того как дорийцы вытеснили их со значительной части Пелопоннеса. Город известен также как место мученичества апостола Андрея, называемого Первозванным, храм которого находится в Патрах и является крупнейшим храмом Греции. В храме находятся мощи Андрея. Косой крест, на котором был распят Андрей, изображен на флаге русского военного флота. Отсюда и название – андреевский стяг. За всю историю город несколько раз переходил из рук в руки, по итогу оставшись греческим. В 2006 году Патры были избраны культурной столицей Европы.
Город живописный, подход к нему – тоже. На входе в Патры – маяк. В этот день капитаном был Юрий, который стоя у штурвала, искал вход в марину. Мы, конечно, тоже смотрел во все глаза, выбирая место швартовки.
Как-то Дима заметил, что весь этот греческий кризис имеет под собой почвой греческое наплевательство и нежелание работать. Так… не оговорился? Греческий… на что-то это похоже… Ну ладно. Так вот, в марине нас никто не ждал. Никто не помогал нам швартоваться, не указывал место стоянки да и вообще, совершенно никто не интересовался нашим приходом. Видимо грекам близка поговорка: «пришел – спасибо, ушел большое спасибо». Надо ли говорить, что офис марины был закрыт, а где на суше гальюн и есть ли душ – никто не знал? Допрос местного населения ничего не дал и мы с Алексеем отправились на разведку. Душ обнаружили, ключ добыли. Кажется, там не было горячей воды…. не помню. Ну, это же Греция (с) Похоже что выражение «в Греции всё есть» к яхтенному сервису не относится. Это вам не Турция, ребята. Помогли швартоваться красивой турецкой паре на красивой яхте. Он харизматичен и тактичен, она утонченна и женственна. Одно слово – Красота.
Я отправился гулять по городу. Прошел по паре цветущих улиц мимо белокаменных греческих домов. Вообще, у греков всё везде цветёт. Даже заброшенные дома и нечто, похожее на свалки. Ну а набережная и клумбы – цветут по определению. На улицах чисто (в отличии от Италии, как потом выяснилось). Через некоторое время отправились обедать в местный ресторанчик с Игорем и Валерой. Остались довольны. Мы – вкуснейшим обедом, хозяева – выручкой. После нашего ухода они сразу закрылись и супруга хозяина куда-то отправилась, видимо, с деньгами :)
Через пару часов наше путешествие на яхте продолжилось – Jukebox отошёл от бона. Посвежело. Мы направлялись в сторону острова Кефалония. В соответствии с планом перехода, его следовало оставить по правому борту и далее следовать через Ионическое море. Но сначала нам было необходимо пополнить запасы воды и электричества на борту. Поэтому ближайшую ночь мы планировали идти, а следующую – ночевать в марине, например, на Кефалонии. Юрий, бывший капитаном дня, распорядился стоять вахты тем же составом, но сместиться дальше по графику. То есть, нам с Игорем доставалась «собачья» вахта с 0:00 по 04:00.
Ночь выдалась очень спокойной и какой-то очень уютной. Все четыре часа вахты я отстоял на штурвале. Ясное ночное небо, усыпанное мириадами звезд, мерно «дышащее» море, ветер 12-14 узлов и ярчайшая греческая Луна создавали фантастически картину и настраивали на романтический лад. Игорь, любитель гонок, всю нашу вахту старался то подобрать шкот, то подтянуть шкаторину, то улавливая отклонение курса на пару градусов обращал моё внимание на то, что я чуть увожу штурвал. Хотя, даже на машине в горизонтальной плоскости едешь, постоянно подруливая. Обращали внимание? А на яхте, которая не управляется так легко, как автомобиль и гуляет во всех плоскостях ещё и не рулится так точно, как машина – пара градусов – это ни о чём. В общем, Игорь вытаскивал меня из романтических мыслей, пока, наконец, не махнул рукой на дальнейшие подстройки парусов. Потом нас сменили Дима с Валерой и я отправился спать. Завтра – моя очередь быть капитаном дня.
1 июня Кефалония – открытое море
Проснулся от того, что бросили якорь. Как я потом думал, следовало проснуться раньше. Дело в том, что солнце быстро нагревает палубу и при закрытом носовом люке в каюте жарко и очень душно. Самочувствие с утра у меня было, как говорят в Одессе, не фонтан. Мутило, завтракать не хотелось. Попробовал купаться – холодно. В общем, укачало меня, всё-таки. Хотя, казалось, что это невозможно (вестибулярка натренирована давно, определенным видом физической культуры). Постепенно расходился и стал осваивать запуск и остановку двигателя – сегодня мне капитанить. Во второй половине дня мы планировали поднять якорь и отправиться дальше. Впереди был переход через открытое море и возникли разговоры о том, когда лучше идти, и стоит ли заходить на Кефалонию. Склонялись к тому, что да, лучше зайти, пополнить запасы воды и электроэнергии на борту, переночевать и отправиться на Сицилию. И тут вдруг кто-то спросил Диму о маневре по спасению «человека за бортом». Дима сказал, что можно отрабатывать это дело когда угодно, хоть и прямо сейчас, выйдя из бухточки. Часть экипажа воспротивилась, но я напомнил, что капитан сегодня я и моё решение – выйти и делать манёвры.
Маневр по спасению человека за бортом, он же – поворот Вильсона – выполняется под парусами. Цель этого маневра – как можно быстрее и безопаснее подойти к человеку, упавшему за борт для спасения его из воды. Фактически, в результате этого манёвра, яхта должна изменить курс, отойти примерно на расстояние шести корпусов, сделать поворот оверштаг, лечь на противоположный курс, подойдя к упавшему за борт таким образом, чтобы закрыть его от волны и ветра, после чего, поднять на палубу. Перед маневром, по команде «Человек за бортом!», упавшему бросается спасательный круг, назначается наблюдатель, а рулевой и шкотовый матрос выполняют поворот. Я рулил первым, назначив наблюдателя и шкотового; Дима выбросил за борт кранец, которому досталась почётная задача – исполнять роль упавшего за борт и понеслось! Лечь на бим-рич, паруса травить, поворот! Мы весело выписывали кренделя, меняясь местами и поднимая волну. Супер! Сложно сказать, сколько прошло времени, но в какой-то момент решили закончить и Jukebox взял курс на ближайшую марину.
И тут нас ждал сюрприз номер раз. Глубины не позволяли нам подойти к бонам. Как я уже упоминал, у нас осадка 2,8 метра, а по навигационным программам, максимальная глубина была видна 2,6. Глубже было только у причала, предназначенного для швартовки паромов, но там мы встать не могли, потому что создали бы для них помехи. Мы крутились больше часа, ища себе место, но так и не нашли. Поднялся ветер. Стали решать, как поступить. Игорь предложил идти в ночь через море, что мне казалось не самой хорошей идеей, но так уж вышло, что на том и решили. Мы развернулись на выход из марины и стали обходить Кефалонию. Я назначил вахты. В этот раз первая вахта была Валерия и Димы, а нам с Игорем досталось утро. С 04:00 до 08:00. Мы поужинали и побрели было по каютам. Наступила ночь, мы отошли 50 миль от Кефалонии и тут нас ждал сюрприз номер два: у нас сели батареи и вырубились приборы! Ночь. Ветер. Открытое море. А у нас не работает курсовая электроника! Как я писал выше, в марину перед отходом мы зайти не смогли, а перед этим Валера, часто сидевший с компьютером, подключал инвертор для зарядки батареи своего «мака», в результате чего бортовые батареи выдохлись. Я сказал: «Что делать, пойдем по компасу». И тут нас ждало откровение номер три. Дима молвил: «Ну…эммммм…. у нас тут нет компаса….! И карт нет. И компаса нет. Всё в iPadе, но он тоже сел…» Ну отлично, подумал я, придется вернуться для устранения косяка…. но ведь, с другой стороны – кругом ночь. И какая разница, в какую сторону нам идти без компаса… А Валера вообще заявил, что и по звёздам вполне можно рулить :) Ситуацию исправил наш замечательный инструктор Дима, поколдовавший некоторое время с проводами в машинном отделении, в результате чего при пуске двигатели вхолостую пошёл заряд на батареи и приборы к нам вернулись. Уфффф! примерно 5 часов работы двигателя и батареи были заряжены. Мы во время перехода несколько раз запускали двигатель, чтобы пополнить заряд.
2 июня Ионическое море
Утром я вышел на палубу на вахту и принял штурвал у Алексея. До восхода Солнца оставался примерно час. Вот как это выглядело
Наше путешествие на яхте шло хорошо. Мы двигались правым галсом, удерживая один и тот же курс. Снова приходили дельфины, покувыркались, порадовали нас. С момента выхода с Кефалонии мы постоянно шли в бейдевинд, что давало нам крен в 45 градусов на левый борт и делало привычные вещи не такими уж простыми. Приготовление пищи под креном, прием пищи под креном (тарелку в этой ситуации на стол уже не поставить), сон под креном, поход в гальюн… а я-то ещё думал, чем бы заняться на яхте! Один поход в гальюн был целым приключением, когда этот самый гальюн примерно в полутора метрах над тобой и твоя первая задача – это просто туда дойти. Как-то. Идти метра два, но в гору и во время бросков на волнах :) Ну а уж если туда заскочил и закрыл дверь, то можно возрадоваться: дальше пространства гальюна ты уже не улетишь! Продолжать не буду, но можете себе представить, что дальше тоже весело :)
Спать под креном тоже интересно. Если в каюте вдвоём, то один человек ненавязчиво спит на другом :) Учитывая тот факт, что весь экипаж – не знакомые ранее друг с другом мужчины, это тоже весело. Особенно весело было мне в носовой. Хоть я был и один, но каюта казалась уже совершенно неуютной. К слову сказать, её ещё и заливало периодически. Видимо, уплотнительные резинки не обеспечивали герметичность при задраивании носового люка. Я спал раскорячившись примерно как корова в бомболюке в известном фильме «Особенности национальной охоты». Упершись ногами в борт, и подобрав голову так, чтобы упереться шеей в противоположный борт я, прикрывая оба уха мышцами рук, мог проспать так примерно час. :)
Наверху было полегче. Вообще, как я понял, лучший рецепт на яхте от морской болезни – это смотреть на горизонт и дышать, находясь на палубе. Либо рулить. Посмотришь и/или порулишь и уже вроде как и не мутит. И отлично. К вечеру ветер стал скисать и в какой-то момент стало почти тихо. Настолько тихо, что я ухитрялся рулить на своей вахте полулёжа, положив под голову кранец и любуясь морским закатом. Потом ужинали. Следующая наша с Игорем вахта должна была начаться в 4 часа утра по судовому времени. Ближе к полуночи стало задувать. Игорь пытался отправить меня спать, сказав, что на вахте надо будет работать, а не кемарить и я должен быть отдохнувшим. Я ушел спать в кормовую каюту, ибо в носу было уже невозможно находится из-за тяжёлых ударов волн в корпус. В какой-то момент в кокпите началась движуха: ребята взяли риф, потом второй риф. Лодку сильно прикладывало. Я вырубился ибо больше уже бодрствовать не мог…
3 июня
Проснулся в 04:00 от крика Игоря: «Миша, вахта!» То, что я увидел в иллюминаторе, для меня, не видевшего это дело раньше, было лёгким кошмаром. Как сейчас помню, что я вместо ожидаемого мною горизонта увидел в иллюминаторе какой-то хренов водоворот. Смекнув, что у нас тут весело, спрашиваю Диму: «Штормяга? Далеко до Сицилии?». «Есть немного… 50 миль примерно,» – был его ответ. По радио кто-то передавал напряжённую морзянку. Ветер выл в снастях. Я выполз наверх… да… это был хвостец! Такого я ещё не видел. Никогда. 5-6 метровые волны, ветер в диапазон 28-36 узлов,в порывах до 41,5 узла, пенящееся море, и всё это под лунным ярким светом. Зрелище фантастически красивое но, признаться, с непривычке повергнувшее меня в ужас. Яхтинг становился всё веселее. Ст оять было уже невозможно, и сидеть – тоже проблематично. А Игорь был великолепен! Встав на штурвал, он ухитрялся маневрировать таким образом, что лодку перестало бить волной и мы просто преодолевали эти волны, удачно лавируя благодаря навыкам Игоря в пилотировании. Теперь, с течение времени я понимаю, что хочу ещё раз испытать это, чтобы научиться рулить так, как он. В течение примерно получаса меня отпустило и ко мне вернулась способность перемещаться по палубе и как-то более-менее спокойно воспринимать происходящее. Экипаж, за исключением нашей вахты, спустился вниз. Мы несли подобранный стаксель и зарифленный грот. Помню как поднимаясь наверх я просил Диму, какой курс. «Сейчас не до курса», – был ответ. Ободряюще :) Вспомнились наши маневры по спасению человека за бортом. Вот интересно, как в штормовых условиях можно выполнить такой маневр? Как увидеть человека среди пенящихся гребней? А если ты на палубе один? На мой взгляд, вариантов выжить у упавшего за борт в этой ситуации не много…
К рассвету меня окончательно отпустило и я встал за штурвал. Попробовал рулить, как Игорь. Вроде бы что-то даже получалось… Он, тем временем, убрал рифы. К этому моменту море стало чуть спокойнее. Ветер дул в пределах 25-30 узлов. С рассветом вокруг стало всё виднее и понятнее. А может мне спросонья показалось всё таким жутким… В общем и целом, я совершенно нормально себя и чувствовал и делал свою работу.
Штормом нас снесло южнее и Дима предложил идти не в Катанию, которая являлась конечной точкой нашего путешествия, а в Сиракузы, так как время у нас в запасе было. В районе 11:00 мы вошли в марину Сиракуз. Весёлые и предупредительные итальянцы вели нашу яхту по рации и приветливо махали руками показывая, куда нам следует встать. Италия!
Пришвартовавшись, мы с Димой и Игорем отправились в офис марины для оплаты стоянки и выяснения вопросов с душем. Здесь всё было отлично. Наконец-то мы можем помыться, привести в порядок нашу одежду и походить по ровной поверхности, не заваленной на 45˚ к горизонту! После водных процедур, посвежевшие и довольные, мы отправились поискать местный ресторанчик и яхтенный магазин. Нам требовалась заправка газового баллона и приличный обед.
Удивительно то, что мы ухитрились забрести в итальянский ресторан, владельцем которого оказался русский предприниматель Владимир, переехавший в Италию несколько лет назад!
У нас получился очень интересный разговор, а пицца и вино шли на ура. Я был счастлив и улыбался целый день. Затем мы с Алексеем вдвоём отправились бродить по Сиракузам. Очень приятный город. Очень. И, в отличие от Катании, чисто под ногами. Узкие улочки, приятные люди, цветение, велопарковка….
В канале парни играли в какую-то водную игру на каяках.
Вечером экипаж решил отправиться в ресторан, а мне захотелось побыть одному. Я остался на борту, погулял немного вокруг марины и вернулся на борт. Огни города с воды – это красиво.
4 июня Сиракузы – Катания ночевка в марине Катании
Утро началось для меня с запаха всевозможных итальянских булочек. Игорь, посетив с утра местное заведение, привел оттуда девушку с тремя пакетами совершенно фантастических пирожков, которые мы впоследствии и трескали целый день. Позавтракав, мы с Алексеем отправились за газовым баллоном в местный яхтенный магазин, куда его сдали вчера для заправки. Оказалось, что опоздание на полчаса для итальянца – это нормально. Я купил в этом магазине отличнейший морской бинокль – всегда такой хотел, и был очень доволен! Это – настоящая вещь.
Мы отчалили около 11:00. За штурвалом сегодня стоял Валерий. Мы обогнули этот замечательный сиракузский форт
и отправились вдоль побережья Сицилии в Катанию – крупнейший город – порт острова. Сегодня было кайфово! Мы включили итальянское радио, как сейчас помню, это было Radio Margarita а их позывной «radio margarita – muzika italiano» я до сих пор могу воспроизвести по нотам. Нашел это радио в интернете и частенько слушаю его среди нашей серой действительности, вспоминая прекрасную Сицилию.
Двигались вдоль восточного побережья острова по уже успокоившемуся морю. Наблюдали в воде больших морских черепах. Купались нагишом. Загорали. Чудесный день!
В районе 17:00 по судовому времени подошли к Катании. Катания – город – порт на восточном побережье острова Сицилия, административный центр провинции с таким же названием. Население Катании составляет более 300 000 человек. Город расположен у подножия вулкана Этна, самого большого и самого активного вулкана в Европе, периодически дающем о себе знать. В этот день Этна была затянута лёгкой дымкой и с воды было не понятно, облака это или газообразные выбросы вулканической деятельности. Катания, основанная в 729 году греческими колонистами, несколько десятков раз то переходила из рук в руки различных царьков и империй, то сжигалась этими царьками и империями за то, что не поддержала их в нужный момент, то уничтожалась до основания в результате извержения вулкана Этна. Но люди упорно восстанавливали город и, на сегодняшний день, благодаря созданию здесь высокотехнологического производства, Катанию называют европейской силиконовой долиной.
Мы пришвартовались в марине и сошли на берег… И тут мне стало грустно. Грустно от того, что наше путешествие закончилось. Что дальше, на Сан-Ремо Jukebox пойдёт уже без нас, с другим экипажем – четверо из шести членов команды завтра разлетаются кто куда…
Вечером мы отправились искать ресторанчик. Мне почему-то не хотелось ни есть ни пить. Да и экипаж ужинал молча, почти не проронив ни слова. Может быть, всех обуревали чувства похожие на мои, а может быть, просто усталость… Дима объявил, что назавтра к 12:00 мы должны покинуть яхту, уступив место новому экипажу. Вернувшись на борт мы разошлись спать по каютам.
5 июня – уезжаем
Утром были хлопоты по упаковке вещей, рекогносцировке местности – нам предстояло пробыть в Катании как минимум, сутки. Дима записал нам в логбуки пройденный маршрут, мы обменялись контактами , поблагодарили друг друга и разошлись по отелям, договорившись встретиться ближе ко второй половине дня, когда спадет жара, и погулять вместе. По примеру Алексея я отправился в отель и занял соседний с ним номер. Кондиционер, душ, большая белая неподвижная в горизонтальной плоскости постель, балкон, выходящий в зелень – что ещё нужно моряку после похода? Хм, ответ, конечно, очевиден, но рома и женщин пока не наблюдалось :)
Ближе к 18:00 мы встретились с Алексеем и отправились осматривать местные достопримечательности. В Катании очень красивые и очень специфичные улицы и дома. При строительстве города использовалась застывшая вулканическая порода, что придаёт городу особый колорит. Говорят, что камни Катании такие же тёплые, как сердце вулкана. Безусловно, это один из самых красивейших городов Италии.
Мы побывали на Соборной площади, на которой находится фонтан Слон – символ Катании. Слон выполнен из чёрного лавового камня и везет на спине египетский обелиск, который венчают символы святой Агаты – покровительницы города, зверски замученной во времена религиозного мракобесия в местных застенках, девственницы – глобус, пальмовая ветвь как символ мученичества и лилии как символ чистоты. Слон стал символом Катании ещё во времена арабского господства. Катанию даже называли “городом слона», а с 1239 года слон стал официальным её символом. Слон смотрит прямо на Кафедральный собор, выполненный в стиле сицилийского барокко. На этой площади есть даже Дворец слонов!
Затем мы отправились гулять по улицам, всех названий которых я не помню. Единственным косяком Катании считаю то, что там жутко грязно на улицах. Настолько, что даже шлепая в сланцах, выбираешь куда поставить ногу при следующем шаге. В Сиракузах такого не было. На улицах Катании много беженцев. Что удивительно – эти беженцы выглядят более осознанными и чистоплотными, чем многие наши не беженцы. Ещё и очень добрые и общительные притом. Красивые опрятные люди с тёмным цветом кожи. А в переулках танцуют проститутки, приглашая воспользоваться своими услугами. Не заметил на улице никаких полицаев, только пару раз попались на глаза автомобили карабинеров. Вспомнил, что в Греции я вообще не видел ни одного полицейского. Вероятно, уровень общественно сознания и политическая организация этих стран такова, что они просто не нужны в таком количестве. Глубоко я в это дело не вдавался. Порадовался за греков и итальянцев и всё :)
Итальянский язык показался весьма простым, а надписи на магазинах, отелях, кафе и иных заведениях – понятными. По крайней мере, мы ухитрялись объясниться со всеми, с кем было нужно на дикой смеси английского и наспех запомненных итальянских слов, но нам хватало. Ближе к вечеру мы нашли Юрия и отправились в ресторанчик. Юра всегда заказывает одну и ту же пиццу во всех заведениях – Four formagj – четыре сыра. Я последовал его примеру. И пицца и вино были чудесными, Вообще, в России я таких продуктов никогда не пробовал. Ни такого качества вино не попадалось мне, ни сыр, ни оливки, ни выпечка… как ни странно, но факт. Ну, а обслуживание сравнивать вообще бессмысленно. Кстати, в итальянских ресторанах, оказывается, есть негласное правило, что если в заведение зашел уличный музыкант, то его не вправе выдворить оттуда. Да и кому выдворять – ни ментов ни охраны-то нет :) Но и с другой стороны, право каждого посетителя – заплатить музыканту деньги за выступление или нет. А он – не имеет при этом права ходить со шляпой и клянчить, как это распространено опять же, у нас, в России. Какие-то очень здоровые взаимоотношения, однако. Результатом этого является то, что вся Италия поёт и танцует и никаких проблем и потасовок. Надо сказать, что и уличные музыканты выглядят не какими-то нечёсаными странного вида товарищами, а…. ну, например, видели выступающего Лучано Паваротти? Ну вот, это оно. Белые сорочки, брюки, жилет, бабочка или галстук, начищенные ботинки, дорогие очки и часы и обворожительная улыбка – таков он, уличный итальянский музыкант или певец. Да, и голоса у них…. В общем, я такого раньше не слышал. Хотя имею многолетний музыкальный опыт. Хотите настоящего искусства – можно просто пойти и заказать в Италии пиццу. Дальше всё случается само :)
По Катании мы бродили до 4 часов утра. Вообще, в городе очень оживленная ночная жизнь. Много студентов, которые заполняют собою площади ночного города. Всё очень спокойно, культурно и празднично. К утру попрощались и разошлись спать по отелям.
Назавтра я улетел.
Здорово. И очень красиво.