Всем привет!
Не стану описывать здесь длительные переговоры, проходившие на суше на этапе комплектования экипажа – кто-то готов был ехать, кто-то отказывался в последний момент, а кто-то вдруг решался. В итоге, 29 октября 2014 года наш экипаж, каждый со своего аэропорта, начал движение в сторону Турецкого Гёчека – прибрежного городка, в котором располагается аж 5 (!) яхтенных марин. Судя по всему, городок существует в основном для того, чтобы принимать и отправлять эти яхты, а также обеспечивать их стоянку. Наш экипаж состоял из шести человек: Евгений – капитан, яхтсмен с 40-ка летним стажем, победитель многих соревнований, всех названий которых я, вероятно, никогда не узнаю. Человек-легенда. Виктор – старпом, человек с морским (не парусным) опытом и четверо матросов – Виталий, Сергей, Люба и я. Причем Люба и я являлись к этому моменту учениками северо-западной яхтенной школы, учась на курсе IYT и отправлялись в это плавание в качестве своей первой морской практики.
День 1 и 2.
В эти дни записи я не вёл. Поэтому вспоминаю в ретроспективе.
В первый день была процедура приемки лодки. Проверка всех узлов по чек-листу. Двигатель, паруса, шкоты, танки, каюты, льяла, якорная лебёдка, тузик и так далее.
Виды марины и колдовство Виктора с карт-плоттером. Под неусыпным капитанским оком, конечно же.
Яхта перед отходом должна быть заправлена топливом, танки наполнены водой и батареи заряжены.
Отсоединяю кабель зарядки батарей. Собираем провода. Капитан наблюдает. А Виктор прощается с турками :)
Он сказал: “Поехали!” и “Собрать концы!” И виды залива.
День 3.
Сегодня 3 ноября 2014 года. Трейтий день в Гёчеке. Второй день наших тренировочных гонок. Второй выход в бухту Гёчека.
Вчерашний день был первым днем тренировочных гонок (вне зачета). Мы ухитрились оказаться в лидерах благодаря экипажу яхты Jukebox. Дело в том, что в этот день гонка была эстафетной и нашей яхте досталась в пару именно эта лодка под управлением главы северо-западной школы яхтинга, прославленного гонщика Михаила Воронова. Конечно, у соперников не было никаких шансов! :) «Две синие лодки», как назвали нас на брифинге капитанов. Хорошо, что «синие» в данном случае – цвет борта, а не состояние, основанное на злоупотреблениях :) Гонки проводятся в заливе Гёчека. Закрытая от сильных ветров, очень комфортная акватория. Основное правило гонки – двигаться только под парусами. Исключения – швартовка в маринах, движение вне зачета и расстояние менее 2 кабельтовых до координат контрольной точки. Включение двигателя в иных случаях расценивалось как нарушение правил раннера и у экипажа судна могли быть списаны очки в качестве штрафа за это нарушение. Судейское судно информировалось об этом теми участниками, кто замечал (или ему казалось – был с нами такой случай), что яхта соперников, похоже, идёт под мотором. Протест можно было подавать в течение двух часов после финиша.
Теперь немножко о самом раннере. Многие, полагали, играли в сухопутную игру «Ночной дозор» или «Encounter» или нечто похожее – названий множество. Суть такой игры заключается в поиске и прохождении контрольных точек на указанной в игре территории, причем точки эти прямо не называются а даются лишь туманные указания на них в форме ребусов или загадок. В месте контрольной точки следовало искать кодовую надпись, которую экипаж и переавал организаторам и в зависимости от правильного решения задачки переходил или не переходил на следующий этап – поиск и прохождение следующей контрольной точки. Игра эта командная и, как правило, команда состояла из нескольких экипажей автомобилей.
Яхтенный вариант, получивший название RUNNER, выглядел точно так же, за исключением того, что перемещаются участники на яхтах, а команда состоит лишь из одной яхты, а не из нескольких, как в случае с сухопутным вариантом с автомобилями. Наш раннер получил название RUNNER AGON. Каждая предстартовая процедура начиналась бодрым голосом по рации с судейского судна «Раннер огонь, раннер огонь! Это судейское судно, судейское судно! Мы начинаем радиопрекличку. Яхта номер 2, как слышите меня. Прием!» Интонации этого девичьего голоса повторяли всю неделю почти все участники раннера – так он нравился :) Яхта N 2 – это были мы – яхта Marco Polo. Такое же название мы оставили и для нашей команды.
Утро в марине.
День, начавшийся с брифинга капитанов, куда мы отправились всей командой, обещал быть интересным. После вчерашней эстафетной гонки задача казалась интригующей: нам надлежало посетить несколько контрольных точек (чек-пойнтов), после чего прибыть к месту финиша. Точек оказалось три, порядок их прохождения, по замыслу организаторов – произвольным. Расходясь после брифинга по своим яхтам, мы обсуждали задачу и строили планы на предстоящий день и вечер. Часть экипажа планировала привести в порядок личные вещи, а другая часть, за исключением капитана, вынашивала замысел как можно скорее по приходу в марину отправиться в Гёчек за всяческими покупками. Мы спорили о том, как лучше будет добираться до чек-пойнтов: вплавь или на бортовом тузике (яхтенная шлюпка), которую Сергей окрестил «барсиком», или же попробовать наблюдать чек-пойты с борта.
Старт гонки планировался в 13:00. Отчалив в 11:30 мы под мотором вышли из марины и, обогнув мысок, поставили грот и почти сразу же – стаксель, выключили двигатель и взяли курс на предполагаемое место старта.
Лист с результатами вчерашней гонки. Залив. Капитан Евгений колдует с карт-плоттером.
Во время нашей неспешной прогулки в бухте в ожидании подхода к месту старта судейского судна у старпома Виктора порывом ветра сорвало с голову кепку, которую мы тут же принялись ловить, устроив лавировочные маневры вокруг места падения. Ко всеобщему ликованию, кепка была выловлена с помощью отпорника (специальная очень нужная судовая палка с крюком на конце) и почти сразу мы увидели судейское судно, появившееся на горизонте. Спустя какое-то время, бортовой тузик с него подъехал к нам и передал лист с координатами контрольных точек и места финиша, фактически – контрольной точки N 4. Через 10 минут планировался старт.
Мы с Виктором тут же схватились вводить координаты контрольных точек в карт-плоттер, а Виталий взялся за прокладку маршрута «старым дедовским» – с помощью карты и транспортира. Возникли горячие споры из-за координат и порядка прохождения маршрута – две точки находились рядом, как нам казалось – недалеко от места финиша. В таком порядке и решили проходить точки – две рядом, потом третью и финиш.
Удачно стартовав и сразу выйдя вперед мы заметили, что той же тактики придерживаются еще две яхты. Остальной флот взял курс на дальнюю точку. Мы же шли к точке с координатами 36º40.498’ N, 028º54.920’E с подсказкой «ищи у лестницы». В бухту, миновав узкость, мы зашли практически одновременно с одной из яхт соперников. Мы с Сергеем скинули тузик на воду, прыгнули в него и рванули к берегу.
Мы носились по берегу, как сумасшедшие, но номер найти не могли. В какой-то момент вдруг показалось, что вот оно: лестница полуразрушенного дома и на стене написаны две пары цифр красным и синим цветом. Я сфотографировал цифры и был готов вернуться на борт, но с яхты показывали знаками, что это – не то. Минут чернз 15-20 безуспешных поисков мы увидели, как наша яхта высадила еще двоих членов экипажа – с борта удалось рассмотреть нужные цифры – код чек-пойнта. Мы с Сергеем прыгнули в тузик и помчались к яхте.
Marco Polo взял курс на выход из заливчика и почти сразу мы получили по рации протест от яхты N 11 за то, что будто бы мы шли под мотором, что не соответствовало действительности. У нас заклинило грот при его сворачивании в мачту (он убирался именно так) и только нажимая на парус всем весом двоих членов экипажа удалось исправить эту ситуацию.
Ко второй точке мы подходили когда солнце уже начинало клониться к закату и бухта, в которой предположительно располагалась контрольная точка в соответствии с переданными нам координатами, находилась в тени большой горы. Отправились на тузике втроем – я, Виталий и Сергей и договорились так, что я и Сергей будут отвлекать десант следующей за нами яхты соперников Jukebox, а Виталий идёт к точке, которую мы вычислили ещё с борта. Высадились прямо в воду у скалистого берега. Мы с Сергеем изрядно оцарапались о растущие вокруг колючки, взбираясь по скале и отвлекая ещё и яхту N 11, висящую у нас на хвосте с предыдущего чек-пойнта, десант с которой высадился на берег вслед за нами. Вскоре Виталий подал условный сигнал и, услышав его, мы рванули вниз по склону к нашему тузику и на нём уже – к яхте. Впереди была точка N3. Вечерело.
Ветер начал скисать, мы теряли ход и через некоторое время остановились почти полностью. Паруса повисли. Изредка легкое дуновение слабо продвигало яхту вперед. Иногда ее просто крутило на месте. Наш капитан – Евгений прилагал все мыслимые усилия и свой огромный опыт для того, чтобы хоть как-то продвигаться в нужном направлении. Что только мы ни делали: раскачивали лодку, делали повороты, переходили с борта на борт всем экипажем, чтобы создать давление на паруса. Когда лодку раскачиваешь – она в воде машет плавником (килем) и создается ламинарный поток, за счет которого лодка может начать двигаться. Однако, мы продолжали идти со средней скорость 0,5 узла… Только к 21:00 мы достигли точке. У берега стояла кромешная тьма. Снова полтора часа лавировки, чтобы приблизиться к берегу, снова тузик и высадка. На поиски отправились Виталий и Виктор, который и обнаружил код точки практически сразу. Снова отход под мотором, затем паруса и движение под ними. Впрочем, это сложно назвать движением: иногда лаг показывал просто нулевую скорость. Дошло до откровенного шаманства: Люба потребовала, чтобы мы выбросили за борт Витину кепку, которую выловили днём, в качестве жертвоприношения Богу Ветра, что и было тут же сделано не смотря на подтрунивания остальной части команды. Что удивительно, в течение часа, примерно в 23:00 судового времени, подул хороший ветер, но радовались мы недолго: через 20 минут паруса повисли вновь. Мимо нас одна за другой проходили яхты, закончившие гонку: их ждал в марине сон и ужин. Нас – путь к судейскому судну. В это время года в Турции ночью очень прохладно. Настолько, что выходя утром на палубу босиком было полное ощущение, что я ступаю по снегу. И сейчас, двигаясь под Луной, мы надели на себя все тёплые вещи, которые нашлись на борту.
В 02:20 мы подошли к месту швартовки судейского судна. Для передачи зачётного листка пришлось высадить Виктора на пирс прямо с борта. Условия гонки требовали передачи зачетного листка в руки представителю судейской бригады.
Затем мы смайнали паруса и под двигателем отправились в марину Гёчека. Пришвартовались в 04:15 утра. Спать нам оставалось часа 2, максимум – 3. Что самое странное – совершенно не хотелось спать. Ночью в марине есть горячая вода в душевых, чем я не преминул воспользоваться. Потом пили чай и гуляли с Виктором по пирсу… спать ложиться было бесполезно. На часах было 05:30.
04 ноября 2014 года.
3й день в море.
4й день в Турции
1й день зачётной гонки.
Проснулся в 09:00 от возгласов Виктора наверху о том, что все экипажи восхищаются нашим вчерашним подвигом. выражавшимся в упорстве идти до конца. Евгений с Виктором и Любой отправились на брифинг. А я сижу на пирсе, свесив ноги, и пишу эти строки. Появилась информация, что ночевать будем не в Club-марине (месте нашей обычной швартовки).
По дороге к месту старта капитан предложил купаться. В заливе был почти полный штиль. Вероятно, поэтому, судейское судно особо и не торопилось в стартовую зону. Мы легли в дрейф, я спустил купальный трап и окунулся в море. Вода в Атлантике очень солёная и море держит очень хорошо. Можно оставаться в воде практически бесконечно, не уставая. Глубина в этом месте по эхолоту 60 метров.
Примерно через час подошло судейское судно и объявило о том, что предстартовая процедура откладывается на 1 час в связи со штилевой обстановкой. Стартовали через час. Сегодняшняя задача состояла в том, чтобы найти две контрольные точки, решить небольшую задачку (в задании была зашифрована загадка) и финишировать в другой марине.
Вот такой пакет с заданием мы получили. Иногда вызывающий недоумение :) Прокладка курса.
На старте случился инцидент – одна из яхт ударила носом нам в борт в зоне миделя, не предприняв всех нужных мер для предотвращения столкновения, согласно требованиям правил МППСС-72. Особо не обращая на это внимания, мы продолжили гонку. Первая точка оказалась прямо у знака, ограждающего одиночно стоящую опасность. У меня не было никакого желания отправляться туда вплавь, потому как опасность представляла собой скалистый риф, покрытый острейшим ракушечником и порезаться там и поломаться было просто гарантированным, о чём я и сообщил во всеуслышание и предложил спустить тузик. Однако вся команда, вероятно, видя во мне хорошего пловца, считала, что плыть должен именно я, а на спуск тузика нет времени. В бессмысленых дебатах прошло время и знак было уже в полукабельтове от нас. Я спутился вниз, чтобы надеть плавки, а поднявшись наверх увидел Любу, готовую уже прыгнуть и плыть. Сложно сказать, что именно мною двигало, но я прыгнул в воду практически сразу за ней и рванул кролем к знаку. Впоследствие, уже на борту, Люба призналась, что ей стало намного спокойнее от того, что я поплыл вместе с нею. Как я и предполагал, острецшие камни, покрытые таким же ракушечником – острым как бритва и жестким, как камень, ждали нас с удовольствием… Идти было невероятно трудно и больно: ступни и ладони скользили по илу и резались об этот ракушечник. Кое-как я выбрался на фундамент знака, поднялся по ступенькам и увидел код – 12!!! Хромая на обе ноги, я кое-как спутился в воду и поплыл к яхте. Несколькими минутами ранее на борт поднялась Люба. Уже на борту мы заметили, что у нас по ногам течет кровь. Подлечились, заклеивая ранки и замазывая зеленкой. Красавчики!
На второй точке отработали ребята на тузике.
Финишировали в 16:00. Вечером был ужин, на который нас пригласили организаторы, но за который пришлось заплатить дополнительно. Дико напробовавшись турецкой водки Rakei, разговоры становились всё громче. А Сергей так прижал турков, что водку нам просто подарили :) Точнее – им, ибо я отправился на боковую. В 21:00 я уже спал.
05 ноября 2014 года.
День 5й.
Утро началось для меня в 08:15. по местным меркам это – поздно. Местные встают намного раньше. Вообще, впечателние, что местная природа живёт вместе с Солнцем. Солнце встало – все проснулись. Солнце зашло – все затихли: люди, птицы, насекомые, ветер.
Традиционный утренний брифинг начался в 09:30. Старт гонки планировался на 12:00. Капитан скомандовал отход через 20 минут и не отпустил меня на берег умываться. Эх, флотская жизнь… Во время отхода работаю на муринге. По – флотски эта должность называется «баковый». Баковый матрос. К месту старта подошли на моторе. Штиль. Капитан разрешил купаться. В 12:30 началась радиоперекличка и была объявлена 15ти минутная готовность. Стартовали при полном безветрии. Ползли при полном безветрии, прыгали с борта на борт, переносили стаксель руками… Видели, как яхта N 11 видимо поняв, что все пропало – стали грести в два весла (что было запрещено по протоколу). В 16:00 яхта N 14 запросила судеское судно об окончании гонки. Остается 1,5 часа, а мы на 2/3 пути. И 2/3 флота не успевают к финишу в назначенное время. Надо сказать, что финиш в этот раз был назначен ко времени – мы должны были пришвартоваться к 17:30. Радиосвязь плохая. Обратную передачу транслировала яхта N 1 и получен ответ судейского судна «принято к сведению».
Вчерашние ранки саднят. От морской воды края засохли, потом это дело размокает и всё по кругу. Этих ситуаций, конечно, лучше не допускать. Как минимум, для высадки на скальную породу требуются специальные тапки, кажется, их называют «коралловыми». А на руках нужно иметь яхтенные перчатки. Неудобно плыть, но лучше – так, чем потом постоянно испытывать неудобство от любого движения рукой или ногой. Чувствую себя неважно. Снова чуть не столкнулись с 11й лодкой. Первая точка с подсказкой «зри в корень». Сразу догадался, что ответ надо искать у корней какого-либо дерева на берегу в точке с указанными координатами. Именно так всё и оказалось и тузик с Виктором, Виталиком и Сергеем вернулся очень быстро. Переход во вторую точку и снова поиски. Подсказка «ищи на углу». Тоже нашли точку очень быстро. Идем дальше. Скорость 2,4 узла, идем правым галсом – сидим на левом борту. Мой вопрос «сколько времени» ответа не нашел. Но финиш ещё не закрыт. Подняли с Виктором тузика на борт. Взял фотоаппарат, сделал несколько кадров и пишу на баке эти строчки. Солнце зашло. Идем курсом фордевинд. Родилась хохма, про то, что фраза песни “ночная бабочка – ну кто же виноват?” – о яхтсменах, идущих ночью курсом фордевинд, неся паруса “на бабочку”. Ржали :) Включили ходовые огни.
Наблюдаем над горой просто огромную Луну. Вышел на палубу Виталик и предложил Жене сменить его у штурвала. Спросил: «какой курс?» «Курс-то похрен!»,-ответил капитан – мы ржали :) Сегодня, видимо, день приколов. Люба называет себя финкой Тумбой Юхансон. Вспоминаем наш Череповец – город оранжевых дождей. Не вяжется вся эта красота с этими дождями и его серостью во всех смыслах. И не понятно, почему например, надо жить там, а не здесь.
Сегодня заметил, что капитан своё знаменитое «ёб твою мать» стал заменять на «пожалуйста». От этого смешно, потому что всем понятно, что имелось в виду. «Подбери шкот, ПОЖАЛУЙСТА!» :) Весело. Сегодня была хохма. Шли еле-еле в почти полное безветрие. Люба предложила поесть. Вода кипит долго и для варки супа её надо поставить на огонь заранее. Но капитан скомандовал: «отставить». Сергей возмутился: «пусть готовит». Женя в ответ: «Ну, %&#ть, тогда надо решить: или гонка и тогда сидите на борту или можно всё свернуть, поесть и пойти на базу. Выбирайте!» В этот момент очнулся Виктор, стоявший в кокпите у лебедки: «Что? Выбирать?!» и схватился за шкот (по-флотски «выбрать» это «натянуть») :) Ржали дико! :) Ну и финишировали всё же. В этот раз на бон прыгал я. Сказали, что финиш принят, но будет ли он засчитан – неизвестно, так как время финиша было ограничено 17:30, а мы финишировали в 18:00 уже в темноте. На обратный путь капитан распорядился нам с Любой встать к штурвалам. В 19:30 были в марине. Чудесный турецкий вечер…
6 ноября 2014 года.
Предпоследний день раннера.
Подъём в 08:30. Брифинг. Общее фото. Душ. Отход в 11:30. К месту старта надлежало прибыть к 12:30. Сегодня моя вахта на камбузе. Мою посуду, обеспечиваю порядок. Сижу на баке и пытаюсь понять, хочу ли я купаться :) Вчера вдруг поймал себя на мысли, что мне уже тесно в этом заливе. Тут же обсудили это с Виктором и он признался, что у него – такие же мысли. Стал понимать, что гоночный яхтинг, пожалуй, мне не интересен. Хотя, надо тут сказать, что формат раннера – это во многом, развлекательное мероприятие. Однако, всё равно, эмоции кипят и создаётся нервозность на борту, которая, на мой взгляд, является совершенно лишней в море.
Сегодня стараюсь не работать на парусах – плохо себя чувствую. Ходил вялый, переносил стаксель с борта на борт как в тумане, в итоге лёг спать в своей каюте. Не видел, как финишировали и как пришвартовались в марине. Фактически, это была даже не марина, а просто причал у ресторана. Электричества нет. Воды для заправки танков – нет. Вечером после ужина сел за штурманский стол с блокнотом и снова задумался о гоночном формате. Надо сказать, что я никогда не понимал спорт. Какой смысл в том, что кто-то бегает быстрее или пинает мячик лучше или придет на яхте раньше? И что? Да, не гонщик я. Не гонщик – это очевидно. А вот море, солнце, ветер, плеск волн, они ночных марин и городов, запахи трав с гор и чудесной турецкой еды из ресторанов – это да…. И эта фантастическая Луна. И высокое небо – у нас такого нет… Эх. Пытаюсь представить, каково мне было бы жить в Турции. Пока что впечатления – и от береговой жизни и от морской – очень приятные. Осматривал сегодня несколько яхт разных моделей. Больше всего нравится французская Benetaeu. Хочу себе такую :)
7 ноября 2014 года.
Заключительный день гонок.
Предпоследний день в Гёчеке.
Ночевали у причала в этой безымянной, но уже кажущейся такой чудесной, марине. Сегодня особенно хочется тишины и красоты. И просто созерцания. Без суеты, грубых слов и голосов, без алкоголя.
У бона огромные стаи мальков. Видите дно на третьей фотографии? Здесь глубина 8,5 метров.
Познакомился с замечательным Леонидом – капитаном яхты «Ласка», исполнявшей роль судейского судна. Душа-человек! Он уже четыре года живет в море. Продал московскую квартиру и ни капли не жалеет о своем выборе. В разговоре с ним я вдруг отчётливо понял, что однажды сделаю точно так же.
Его яхта модели Hanse 375. Немецкая. Внутри очень по-спартански. Квадратиш, практиш, гут. Посоветовал мне поехать в январе на ежегодную яхтенную выставку в Дюссельдорф (Германия). Там представлены все модели яхт и именно там и заключаются самые выгодные контракты. Леонид путешествует по Миру на яхте. Лас-Паломас, Карибские острова, Канарские острова, Турция, Греция. Вот это жизнь! Пишу это, а над головой у меня на ветке сидит здоровый попугай, а у ног лежит благостная местная собака :)
Сегодня на редкость спокойный день. Неспешно шли на базу. Купались. Любовались природой.
По прибытии в марину – сдавали яхту. Претензий к нам со стороны чартерной компании не было. До свидания, Marco Polo. До встречи!
Отличная, кстати, яхта. Рекомендую.
RUNNER AGON на видео:
RUNNER AGON на видео в более длинном варианте, но без звука: